Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
| стр 1 стр 2 стр 3
Алиса / Сон Аленки / Alice / Neco z Alenky (1988)
Название: Алиса / Сон Аленки
Оригинальное название: Alice / Neco z Alenky
Год выхода: 1988
Жанр: фэнтези, триллер
Режиссер: Ян Шванкмайер
В ролях: Кристина Кохоутова, Камилла Пауэр
О фильме: Когда Алиса следует за Белым Кроликом в Страну чудес, начинаются ееприключения в удивительном мире детских фантазий, она преодолевает многие опасности и спасает сказочную страну от злой Дамы Червей.
Объединяя методы мультипликации и живого действия, чешский аниматор Ян Шванкмайер создал шедевр кино, поразительно интерпретировав первоначальную идею классического рассказа Льюиса Кэррола.
Страна: Чехословакия, Швейцария, Великобритания, Германия (ФРГ)
Продолжительность: 01:25:54
Перевод 1: Любительский (одноголосый, закадровый) женский
Перевод 2: Любительский (двухголосый, закадровый) Саввов
Cубтитры: английские
Оригинальная аудиодорожка: чешский
«Сейчас Вы должны закрыть глаза, иначе вы ничего не увидите...» (с)
Ян Шванкмайер – ярчайший представитель экспериментального кинематографа, аниматор-сюрреалист с мировым именем, культовый режиссер, одиозная личность. Именно его нетривиальное виденье мира, совершенно безумные, оторванные от традиционных представлений фильмы на грани, схожие с линчевскими, когда сознание отказывается верить глазам и спешит по просмотру скорей забыть увиденное, повлияли на становление и развитие многих режиссеров-аниматоров и Тима Бертона в том числе... «Алиса» - это его первая полнометражная работа, мастерская и революционная в своем жанре, до этого Ян снял много короткометражек, в которых отточил свое искусство, стиль и виденье съемочного процесса почти до идеала, что он и продемонстрировал в «Алисе». Фильм можно охарактеризовать как психоделическо-сюрреалистический трэш, фильм-клаустрофобия, о том как девочка погрузилась в иной мир, мир мертвых животных и неодушевленных предметов...
У фильма своя неповторимая атмосфера и эстетизм, картина скорее напоминает мультфильм, нежели фильм (обычно в фильмах Шванкмайера наоборот, именно анимация идет в качестве приправы к основному действию), причем в этом фильме нет никакой компьютерной графики и спецэффектов, которые в то время уже были в ходу, все увиденное – продукт киносъемки. Это нетрадиционное изложение знаменитой сказки, для Шванкмайера, это было бы слишком просто и примитивно, будучи великим экспериментатором и независимой личностью в кинематографе, он сделал кое-что свое, намного лучшее, безумное и поражающие болезненностью фантазии, оставив Кэрроловскую «Алису в стране чудес» лишь в качестве остова сюжетной линии. В «Алисе» воплотилась боязнь и страхи автора к замкнутым пространствам, гражданской войне, одиночеству, насилию и незнакомцам, в ней нет рамок и пределов фантазии автора, все совершенно безумно и кошмарно в плане осознания и понимания увиденного, особенно трудно осознать, как такое могло прийти автору в голову... Наверно все мы в детстве, оставаясь одни в комнате, мечтали и фантазировали, полет безудержной фантазии уносил нас в выдуманные сказочные миры, казалось, нет границ великолепию детского воображения... Вот и Аленка (Алиса) оказалась одна заперта в комнате, под завязку заваленной различными предметами и чучелами, потомившись в попытках развлечь себя играми, уставшая Аленка, растянулась на полу и в полусне дала волю своему воспаленному детскому воображению... А теперь забудьте о своих детских мечтах, и отдайтесь воображению Аленки, ибо на фоне ее фантазий наши будут выглядеть убого, жалко и бесцветно... Погрузитесь в них, ощутите весь бред воспаленного детского воображения, почувствуйте всю эту галлюциногенно-сюрреалистическую смесь не то больного сна, не то сверхреальной действительности в ее светлой детской головке... Вместо волшебных грибов – печенье и чернила, вместо нор – поглощающие зловещие ящики письменного стола и кувшины, которые ведут Аленку бесконечной дорогой из одного мрачного загробного сюрреалистического мира в следующий, каждый из которых по-своему восхитителен и бесподобен, населен причудливыми созданиями и существами, собранных из костей и предметов. Кажется, нет конца этой дороге больного и распаленного Аленкиного воображения... Причем сама пришлая Аленка в этих мирах смориться куда более ненормальней всех этих чудищ, придя ниоткуда и уйдя в никуда, она изменяет окружающую действительность, подменная ее под себя, при этом, меняется сама, не столько в размерах, сколько внутренне в психике. Сама Аленка все происходящее по-прежнему воспринимает, как забавную игру, почти все, что встречается на ее пути, она тянет в рот, смакуя и удивляясь вкусу новой «цацки», ломает попутно многие вещи... Пусть она и гость в этих мирах, населенных остатками животного мира, но может делать все, что захочет, Аленка наслаждается происходящим и развлекается, но это до поры до времени - если поначалу ее все боялись, то потом наступает момент, когда ее начинают преследовать настоящие кошмары, обезумивший кролик уже больше не убегает, а хочет ее убить, принимая за еще одного мертвого в этом мире, маскирующегося под куклу... Не нашлось места в этой безумной экранизации многим эпизодам из книги, нет загадочной улыбки Чеширского кота, как и многих других персонажей, которые могли пресытить картину второстепенными действиями и монологами, навредить атмосфере и идейному посылу картины. Зато есть место скелетам и чучелам птиц, ящериц, рыб и прочего зверья, есть место загадочным банкам с вареньем и целому бастиону из игрушечных кубиков (дом кролика), где Аленка держит оборону, защищаясь от настырного и ненормального кролика и его таких же собратьев. Сам же зубастый кролик восхитителен, в красном кафтане, он являет некую противоположность Аленки, постоянно спешит, знает, куда идти наверняка, набитый опилками, как и другие обитатели этого мертвого царства сюрреалистического сна, он ужасно боится ножниц, ведь именно они в этом мире несут главную угрозу для жизни местных обитателей. Пару раз мы видим, как кролик получает ранения, и из него ужасно реалистично, нагоняя ужас, подобно крови на пол высыпаются опилки, но у Шванкмайера все просто: всегда рядом найдется аптечка, а в ней нитка с иголкой и кролик под болевым шоком быстро заштопает свою рану и впопыхах поскачет дальше... Шванкмайер изобретает много необычайных образов – гусеницы из носков, часы как заменитель хлеба, живые и разговаривающие куски мяса, коровьи языки у большинства персонажей, куры-фламинго, глаза на нитке, обмены отрубленными головами, мышка-моряк, которая в море Аленкиных слез взбирается ей на голову, начиная готовить еду на костре, разведенном из Аленкиных же волос... всего и не перечислить, вообщем пиршество гения. В конце судят ни вальта, а саму Аленку, за съеденные печенюшки королева требует отсечь ей голову, но Аленка не теряется и съедает все оставшееся печенье и просыпается. Оказавшись в своей комнате на полу, Аленка обнаруживает, что чучело кролика исчезло со своего места, и она печально про себя бормочет: «Опять он опоздал, наверно ему отрубят голову...». Нет! Она не проснулась! Одно сновидение закончилось, началось следующие - не отличить где реальность, а где сон, где все настоящее, а где плод воображения... Невозможно полноценно описать и проанализировать все это буйство фантазии и сюрреалистическое великолепие, каждый эпизод по-своему гениален, и может служить отдельной боевой единицей (короткометражкой). При этом общая картина кажется местами разорванной и несвязанной, но это лишь кажется – Шванкмайер дает зрителю свое слово, где мы можем сами многое домыслить, недостающие компоненты и связать вместе, как это нам будет угодно, нашей фантазии. Девочка исполнившая главную роль играет восхитительно, благодаря природной красоте и обаянию, она очень органично влилась фильм, и стала его настоящим украшением, действительно жалко, что она не пошла по актерской стезе. Увы, Чехия не США, где дети актеры, сыграв раз в одном удачном фильме, практически обеспечивают себе дальнейшую востребованность и популярность, вырастая со временем во взрослых полноценных актеров. Фразы главных персонажей в исполнении Аленки похожи на нечто потустороннее: губы, сжатые и строгие, голос заоблачный, отнюдь не детский... «Алиса» - сюрреалистический арт-хаус, пусть и не слишком насыщенный внутренним смыслом, Шванкмайер лишь хотел показать другую сторону привычной сказки, каждый воспримет и растлумачит ее по-своему, насколько это позволяет общее интеллектуальное развитие и багаж просмотренных ранее и понятых сюрреалистических картин, откровений автора тут не ждите, они появятся в более поздних картинах. Сюрреализм понятен отнюдь не каждому, большинству это кажется бредом и больной фантазией, они стараются просто смотреть и не воспринимать происходящего серьезно, их мозг с целью самосохранения подсознания игнорирует фильм и его спрятанное внутреннее наполнение. Те немногие, кто его понимают, когда смотрели подобные фильмы ранее, задумались над сутью, тем, что тщательно скрыто и завуалировано под всем действом, вот тогда подсознание и получило брешь... Это как наркотик, после просмотра меняется восприятие окружающего мира, мозг начинает работать намного эффективней, то, что раньше казалось тайной за семью печатями, теперь лежит, как на ладони... Думаю, любители Майи Дерен, Бунюэля, Шванкмайера и Линча меня прекрасно поймут... «Алиса», это своеобразное погружение по ту сторона экрана, от которого захватывает дух, когда действительность испаряется, сознание поражает буйство фантазии, а душа уходит в пятки. Если у Вас появилась свободная ночь, Вы любитель неординарного, психоделического и сюрреалистического, то это кино именно для Вас. Неординарная, сюрреалистическая, абсурдная и во многом сумасшедшая экранизация знаменитой сказки английского математика, но понятная отнюдь не каждому и несколько отдаленная от оригинала, для тех, кто не знаком с творчеством великого чеха - это будет шок, для тех, кто знаком - это будет кайф киномана. Шедевр кукольной анимации и лучшая авторская экранизация знаменитой сказки, не стоит загонять этот фильм в узкие рамки современного кинематографа, подобных великолепных фильмов единицы, и почти все они великого Яна... 10 из 10
Сон Алисы.
Каждый творец волен сам интерпретировать произведение. Из сюрреалистической 'Алисы в стране чудес' получались как гламурные телепостановки, так и фриковые блокбастеры или проходные мультфильмы. И вот, чехословацкий начинающий режиссёр Ян Шванкмайер создал свою, полу мультипликационную версию, названную 'Сном Аленки'. Фильм созданный мастером довольно отличается от всех остальных версий и более близок к авторскому кино. И именно эту версию считают лучшей экранизацией произведения. Чем же так зацепил всех этот фильм далёкого 1988 года? Возможно тем что режиссёр откинул многие ненужные сюжетные линии, упростил оставшиеся и сосредоточиться на психологической составляющей произведения, оставив камерную, клаустрофобную историю в замкнутом пространстве. 'Сон Аленки' относят к жанру фильмов ужасов, поскольку после просмотра он оставляет довольно сюрреалистическое, тяжёлое впечатление, наполнен страшными, пугающими образами. Страх словно витает над фильмом, сочиться с каждого кадра, слова, образа. Страх перед будущим, перед замкнутом пространством, боязнь увидеть и признать новую реальность. Всё это отсылки к страху автора перед гражданской войной, страху перед реальностью, всем новым. Всё это было актуально в конце 80-х, актуально и в начале 20-х. Дай бог, что бы этот страх поколений прервался на ком-то. И мы бы все проснулись если не в мультяшной Диснеевской Стране Чудес, то в стабильной реальности. Маленькая девочка встречает на пути к дому странных, плохо и наспех сделанных персонажей, словно играет старыми, страшными игрушками у которых есть свойство оживать. Но ни в коем случае персонажи Страны чудес не внушают смех, а наоборот при их виде охватывает неподдельный ужас и даже омерзение. Пожалуй, самая длинная и пугающая сцена - это чаепитие. По-настоящему безумная, затянутая, омерзительная. Очень интересно что фильм поможет многим вспомнить беззаботное детство, когда во время игр каждая самая простая вещь казалась волшебной, превращающейся в забавную, но страшноватую игрушку. Сразу скажу, что кино не для всех. Не все поймут. 9 из 10 Снимаю баллы за плохо сделанных персонажей, хотя признаю, что страшными они сделаны сознательно. Шедевр.
Kristýna Kohoutová
Алиса Neco z Alenky, 1987 Alice
https://www.kinopoisk.ru/name/550333/
https://www.imdb.com/name/nm0463463/
Camilla Power
Алиса Neco z Alenky, 1987 Alice, озвучка, в титрах не указана
Черное зеркало Black Mirror, сериал, 2011–... Sandra
https://www.imdb.com/name/nm0463463/
https://www.kinopoisk.ru/name/262703/
| |
| | |
|
|